Вторник, 03.12.2024, 11:05
Приветствую Вас, Гость
АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит автоматически. Действительно, когда мы из светлой комнаты переходим в темную, то в начале ничего не видим, но вскоре начинаем различать людей и вещи, чувствительность нашего глаза повышается и он адаптируется к новым условиям. При этом заметим, что без специальных целенаправленных действий с нашей стороны.
С социально-психологической адаптацией дело обстоит иначе. Для того, чтобы адаптироваться, необходимо проявить специальные усилия.
Отношения со средой, к которой надо приспосабливаться, здесь иные. Здесь не только среда воздействует на человека, но он сам меняет социально-психологическую ситуацию. Поэтому адаптироваться приходиться не только ребенку к классу, к своему месту в школе, к учителю, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам.
Первоначальный этап пребывания в школе как раз и есть период социально-психологической адаптации ребенка к новым условиям.
Дети далеко не с одинаковой успешностью «вживаются» в новые условия жизнедеятельности. Выявлено 3 уровня адаптации детей к школе. Что характерно для представителей каждого из них?
Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля, проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем урокам; общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.
Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных материалов, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; готовится к урокам и выполняет домашнее задания почти всегда; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.
Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной учебной помощи учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.
Какие же факторы социальной микросреды играют позитивную роль в адаптации ребенка к школе?
В числе наиболее благоприятных факторов- адекватная самооценка своего положения, правильные методы воспитания в семье, отсутствие в ней конфликтных ситуаций, благоприятный статус в группе сверстников и др.

Факторы, обуславливающие высокий уровень адаптации
Благоприятные факторы социальной микросреды
Полная семья
Высокий уровень образования отца
Высокий уровень образования матери
Правильные методы воспитания в семье
Отсутствие конфликтной ситуации из-за алкоголизма в семье
Отсутствие конфликтной ситуации в семье
Положительный стиль отношения к детям учителя подготовительного класса
Положительный стиль отношения к детям учителя первого класса
Благоприятный статус ребенка в группе до поступления к 1 класс
Удовлетворенность в общении со взрослым
Адекватное осознание своего положения в группе сверстников

Влияние неблагоприятных факторов на адаптацию ребенка к школе имеет следующую нисходящую последовательность: неправильные методы воспитания в семье, функциональная неготовность к обучению в школе, неудовлетворенность в общении со взрослым, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников; низкий уровень образования матери, конфликтная ситуация из-за алкоголизма, отрицательные статус ребенка до поступления в 1 класс, низкий уровень образования отца, конфликтная ситуация в семье, отрицательны стиль отношения к детям учителя 1 класса, неполная семья.
Результаты исследований показывают, что если педагогическая коррекция уч-ся, испытывающих трудности в овладении программой, проводится преимущественно в игровой деятельности, то ее развивающий эффект значительно больше, чем при освоении дополнительных занятий только по грамматике и письму.
Важную роль адаптации ребенка к школе имеет преемственность методов работы и педагогического общения воспитателя детского сада и педагогов школы. Дето в том, что одна из частых причин трудностей адаптации ребенка состоит в резкой смене стиля общения педагога с детьми. Даже при положительной отношении к детям учитель часть применяет более жесткие, авторитарные формы педагогического воздействия, чем те, к которым привыкли дошкольники. Эти формы педагогического воздействия часто воспринимаются ребенком как выражение личной неприязни, что ведет к пассивности, подавляет инициативу, самостоятельность, рождает неуверенность в себе (особенно у робких, застенчивых детей).
Совершенствование работы с детьми предполагает пересмотр учителями форм воздействия на ребят, чтобы они не контрастировали со стилем общения воспитателя детского сада.
Каковы же пути осуществления преемственности педагогической работы с детьми между детским садом и школой? Вот некоторые из них, которые оправдали себя на практике.
1. Совещания, семинары, конференции, педсоветы по обмену опытом работы воспитателей детских садов и педагогов школ, работающих в первоклассниками.
2. Посещение педагогами школы детского сада, наблюдение за организацией и руководством различных видов деятельности детей (игровой, учебной, трудовой, художественной, бытовой) и соответственно посещение воспитателями школы с последующим анализом, обсуждением, обменом опытом.
Социально-психологическая характеристика на каждого ребенка и группу в целом, составленные воспитателями старшей группы и переданные им учителям начальных классов,- еще один важный путь углубления этой преемственности.
Для успешной организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке их к школе необходимо учитывать следующие рекомендации:
-формирование психологической готовности к школе предполагает сочетание игровой, продуктивной, учебной и др. видов деятельности;
-для достижения эффективности в обучении необходимо формирование положительного, эмоционального отношения к занятиям;
-руководство деятельностью детей шестилетнего возраста следует осуществлять, широко используя (особенно в 1 полугодии) методы дошкольного воспитания с частичным применением школьных методов;
-в педагогической работе в 1 классе необходимо соблюдение преемственности не только в методах работы, но и в стилях педагогического общения;
-необходимо соблюдение преемственности дошкольных и школьных методов работы и при формировании коллектива детей 1 классов и организации их личностного общения;
- использовать большие воспитательные возможности в совместной деятельности;
- Формировать способности к ролевому и личностному общению как важному условию в подготовке смены ведущей деятельности;
-при формировании психологической готовности к школе необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности, которые проявляются в уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, отношении к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляции собственного поведения и др.
Каковы же пути осуществления преемственности педагогической работы с детьми между детским садом и школой? Вот некоторые из них, которые оправдали себя на практике.
1. Совещания, семинары, конференции, педсоветы по обмену опытом работы воспитателей детских садов и педагогов школ, работающих в первоклассниками.
2. Посещение педагогами школы детского сада, наблюдение за организацией и руководством различных видов деятельности детей (игровой, учебной, трудовой, художественной, бытовой) и соответственно посещение воспитателями школы с последующим анализом, обсуждением, обменом опытом.
Социально-психологическая характеристика на каждого ребенка и группу в целом, составленные воспитателями старшей группы и переданные им учителям начальных классов,- еще один важный путь углубления этой преемственности.