ПРИЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И УДЕРЖИВАНИЯ ВНИМАНИЯ
Человек, как вы знаете, забывает примерно 90% того,
что он слышит, 60% того, что он видит, и лишь 10% того, что делает. Посудите
сами, что вы запомните лучше: рассказ о том, как кому-то дали по морде,
ситуацию, когда вы были свидетелем, как кому-то дали по морде, или ситуацию,
когда вам самому дали по морде? Степень запоминаемости сюжета определяется
степенью вашей вовлеченности в него.
Помните, как в детском спектакле Баба-Яга спрашивает у детей-зрителей: «Куда
пошел Иванушка? Туда?» и детки проходят первый урок публичной лжи и, дружно
крича, показывая в противоположную сторону: «Туда!». Баба-Яга, как бы ошибаясь,
показывает именно туда, куда он удалился: «Туда?». Дети (уже громче раза в три
и с подскакиванием с мест): «Туда-а-а-а!!!». И так несколько раз, пока зрители
не вспотеют. Что это? Отличное
использование приема «Вовлечение». Только когда зрители подрастают, с ними
перестают работать по этому принципу.
ПРИЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И УДЕРЖИВАНИЯ ВНИМАНИЯ
№ |
Название приема |
Описание приема |
1. |
Голосовая и эмоциональная модуляция. |
Изменение интонации, тембра, высоты, громкости голоса (от крика до шепота). |
2. |
Модуляция темпа речи. |
Выдерживание паузы: изменение темпа от нарочито медленной речи до скороговорки. Резкое изменение скорости речи. |
3. |
Прерывание речи, использование антиципации (догадки). |
Прерывание речи на словах, достаточно очевидных для аудитории с требованием произносить их вслух всем, кто догадался, на каком слове прервана речь. Активность слушателей поощряется словесно либо отметкой (баллами). |
4. |
«Провалы памяти». |
Якобы забывание достаточно очевидных для аудитории элементов сообщения: дат, имен, терминов, названий и т.п. с просьбой помочь вспомнить, поощрение активных. |
5. |
Жестикуляция. |
Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией. Ладони открыты, жесты широкие и свободны |
6. |
Риторические вопросы. |
Повторение основных моментов сообщения в форме вопроса, на который после небольшой паузы дает ответ сам докладчик. |
7. |
Контрольные вопросы. |
Задается вопрос по только что изложенному материалу с требованием исчерпывающего ответа: поощрение активных. |
8. |
Наводящие вопросы |
В случае затруднения с ответом на контрольный вопрос, задается вопрос, косвенно описывающий смысл изложенного ранее фрагмента сообщения. |
9. |
Вопрос-предложение. Смысловая антиципация. Выводы. |
На основании изложенного, задается вопрос-предложение, требующий для ответа смысловой догадки о чем далее пойдет речь и какие выводы можно сделать по изложенному материалу. |
10. |
Уточняющие вопросы. Встречные вопросы. |
Слушателям предлагается после каждого смыслового сообщения задавать уточняющие вопросы на догадку: о чем пойдет речь далее. Активность поощряется оценкой. |
11. |
Свободное конспектирование. Пересказ. |
Предлагается слушателям составлять по ходу изложения конспект в свободной форме. Контроль в виде очередного пересказа темы с использованием личного конспекта. |