Вторник, 03.12.2024, 11:20
Приветствую Вас, Гость


ПРИЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И УДЕРЖИВАНИЯ ВНИМАНИЯ

Человек, как вы знаете, забывает примерно 90% того, что он слышит, 60% того, что он видит, и лишь 10% того, что делает. Посудите сами, что вы запомните лучше: рассказ о том, как кому-то дали по морде, ситуацию, когда вы были свидетелем, как кому-то дали по морде, или ситуацию, когда вам самому дали по морде? Степень запоминаемости сюжета определяется степенью вашей вовлеченности в него.

Помните, как в детском спектакле Баба-Яга спрашивает у детей-зрителей: «Куда пошел Иванушка? Туда?» и детки проходят первый урок публичной лжи и, дружно крича, показывая в противоположную сторону: «Туда!». Баба-Яга, как бы ошибаясь, показывает именно туда, куда он удалился: «Туда?». Дети (уже громче раза в три и с подскакиванием с мест): «Туда-а-а-а!!!». И так несколько раз, пока зрители не вспотеют. Что это? Отличное использование приема «Вовлечение». Только когда зрители подрастают, с ними перестают работать по этому принципу.

ПРИЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И УДЕРЖИВАНИЯ ВНИМАНИЯ

Название приема

Описание приема

1.

Голосовая и эмоциональная модуляция.

Изменение интонации, тембра, высоты, громкости голоса (от крика до шепота).

2.

Модуляция темпа речи.

Выдерживание паузы: изменение темпа от нарочито медленной речи до скороговорки. Резкое изменение скорости речи.

3.

Прерывание речи, использование антиципации (догадки).

Прерывание речи на словах, достаточно очевидных для аудитории с требованием произносить их вслух всем, кто догадался, на каком слове прервана речь. Активность слушателей поощряется словесно либо отметкой (баллами).

4.

«Провалы памяти».

Якобы забывание достаточно очевидных для аудитории элементов сообщения: дат, имен, терминов, названий и т.п. с просьбой помочь вспомнить, поощрение активных.

5.

Жестикуляция.

Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией. Ладони открыты, жесты широкие и свободны

6.

Риторические вопросы.

Повторение основных моментов сообщения в форме вопроса, на который после небольшой паузы дает ответ сам докладчик.

7.

Контрольные вопросы.

Задается вопрос по только что изложенному материалу с требованием исчерпывающего ответа: поощрение активных.

8.

Наводящие вопросы

В случае затруднения с ответом на контрольный вопрос, задается вопрос, косвенно описывающий смысл изложенного ранее фрагмента сообщения.

9.

Вопрос-предложение. Смысловая антиципация. Выводы.

На основании изложенного, задается вопрос-предложение, требующий для ответа смысловой догадки о чем далее пойдет речь и какие выводы можно сделать по изложенному материалу.

10.

Уточняющие вопросы. Встречные вопросы.

Слушателям предлагается после каждого смыслового сообщения задавать уточняющие вопросы на догадку: о чем пойдет речь далее. Активность поощряется оценкой.

11.

Свободное конспектирование. Пересказ.

Предлагается слушателям составлять по ходу изложения конспект в свободной форме. Контроль в виде очередного пересказа темы с использованием личного конспекта.