РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ЗАМКНУТОГО РЕБЕНКА
Обычно дети в большинстве своем существа любознательные и открытые. Но среди них есть и такие, которые к общению не стремятся. Им хорошо и уютно в замкнутом пространстве, и выманить их из раковины совсем не просто. Но необходимо!
Застенчивый, неразговорчивый, угрюмый - замкнутых детей часто награждают подобными эпитетами. Но вот как раз застенчивость – это вовсе не про них. Застенчивые тянутся к общению. И одновременно боятся его, потому что не умеют. А замкнутые не умеют и не хотят. Они живут в своем собственном маленьком мире и впускают в него только самых близких – маму с папой, бабушку и любимую кошку. Родители думают, что наличие замкнутости говорит об одаренности, о том, что с обычными детьми их ребенку просто неинтересно. И даже начинают этим гордиться и не мотивируют чадо на общение с другими детьми. А психологи считают, что это неправильно. Люди «в футляре» - это глубоко несчастные существа, так как им неимоверно трудно влиться в бурлящий своим динамизмом чуждый мир.
Ничего никому не скажу
Причину замкнутости надо искать в самом раннем детстве. И начинать нужно с продолжительности беременности. Сильно недоношенные дети обычно становятся интровертами (личностями, для которых их внутренний мир намного важнее внешнего). Скорее всего в этом виновата длительная изоляция малыша от матери сразу после рождения (недоношенные дети выхаживаются в кувезе – специальной камере, в которой поддерживается оптимальная влажность и температура). Но это далеко не единственная причина замкнутости ребенка. Дети уходят в себя, когда болеют, устают, поглощены личной проблемой. Но в этих случаях угрюмость носит временный характер и обычно не длится долго.
Дело обстоит намного серьезнее, если замкнутость возникает под воздействием каких-либо внешних обстоятельств. К примеру, школьники замыкаются, если над ними издеваются сверстники (дразнят за очки, полноту или заикание). Дети детсадовского возраста уходят в угрюмость от ссор родителей. Школьнику легче отгородиться от реальности своеобразной стеной, чем постоянно отвечать обидчикам, а более младшему ребенку кажется, что он сможет помочь маме с папой помириться, если он станет менее заметным – малышам свойственно винить себя в родительских разборках. Замкнутость ребенка может возникнуть на почве частых болезней и, как следствие, изоляции от возможности общаться со сверстниками. Проводя все свое время с бабушкой или мамой, он поначалу расстраивается, потом привыкает к обществу самого себя и со временем входит во вкус.
Работа с замкнутыми детьми
Родителям следует быть внимательными к своему чаду, чтобы вовремя понять, когда следует вмешаться. Если ребенок любит играть в одиночестве и не имеет сто друзей – это еще не замкнутость. Родители-экстраверты, любящие ходить по гостям и принимать их дома, в сдержанном отношении ребенка к окружающим видят чуть ли не катастрофу. Как можно не любить общаться с людьми – это же так интересно?! Но ведь каждый человек имеет свой темперамент и характер. Если вы сами не представляете себя вне общества, это вовсе не означает, что остальные должны вам подражать.психологи считают, что ребенок, который с удовольствием ходит в школу и детский сад, но в то же время заводит дружеские отношения только с избранными – это вовсе не замкнутость. Так же и во время прогулок с одноклассниками, пока те носятся за мячом, а Ваш сидит в стороне и болеет за них или рассматривает жучков и бабочек.
Совсем другое дело, когда ваш отпрыск действительно прячет себя в раковину. Вот тогда самое время разобраться с проблемой, чтобы он не сторонился общества других людей, незнакомой обстановки, мог нормально общаться с ровесниками и не отторгался ими. Маленькому нелюдиму надо вовремя помочь справиться со страхами и комплексами, чтобы он не растерял уверенность в себе, которая нужна ему для полноценной жизни, учебы, дружбы, карьеры и любви.
Советы родителям
1. Проявите к ребенку больше внимания независимо от возраста – это то, в чем нуждается и двухлетний и 12-летний. Целуйтесь и тискайтесь хоть целый день – этим вы детей не испортите, если только не будете потакать всем их желаниям.
2. Будьте щедры на похвалу. Чем ребенок меньше, тем сложнее ему оценить адекватно свои успехи. Наша задача как родителей – укреплять их самооценку всеми «экологичными» способами.
3. Регулярно приглашайте к себе друзей, особенно если у них дети такого же возраста. Ваше чадо быстрее привыкнет к обществу в привычной обстановке, сможет раскрепоститься и благополучно общаться с ровесниками.
4. Придумайте собственные праздничные традиции. При этом будет полезно поощрять ребенка к публичным выступлениям. Танцы, пение в караоке, загадки, домашние спектакли - эти вещи помогут ему выйти из привычного состояния апатии и сверхпокоя, если почаще помогать ему выигрывать.
5. Откажитесь от солдафонских замашек. «Чего ты молчишь все время? А ну выкладывай, что случилось?» Если на вас так насесть, то вы точно не захотите откровенничать. Чтобы ребенок вам доверял, будьте с ним так же тактичны, как и с взрослыми.
6. Добавляйте новшества осторожно. Замкнутые дети склонны к консерватизму. Им легче живется, если соблюдается четкий режим. Поэтому все новое, что касается еды, сна, игр, прогулок и сказки на ночь, должно добавляться потихоньку – замените сказку прогулкой, мультиком или разговором по душам.
7. Даже когда ребенок сопротивляется вашим попыткам внедрить его в общество, проявите терпение и настойчивость. Негативная реакция ребенка на происходящее - это лучше, чем если он будет загонять свои эмоции вглубь! И к тому же, если родители сдадутся, то кто же в таком случае будет помогать ребенку социально адаптироваться?
8. Главное правило – постепенность. Если ваш малыш не подходит близко к детской площадке, не форсируйте события – пусть он сначала поиграет в стороне от других детей самостоятельно, а потом вы его аккуратно начнете сближать с ровесниками. Все ваши действия должны быть ненавязчивыми и мягкими.
Игры с замкнутыми детьми
1. «Новая старая сказка». Начните рассказывать ребенку сказку и попросите, чтобы он придумал к ней свое продолжение.
2. Дорисуй за меня. Начните с ребенком рисовать каждый на своем листе что-нибудь необычное. Потом поменяйтесь незаконченными рисунками и закончите вы – его рисунок, а он – ваш. Это поможет ребенку научиться работать в команде, не боясь критики.
Что делать, если у моего ребенка проблемы с общением? Почему наш малыш так остро реагирует на смену обстановки, любые малейшие перемены в его жизни? Почему одного ребенка называют застенчивым, а другого – замкнутым? Чем отличаются эти две особенности развития личности? Как могут родители помочь своему ребенку перестать быть замкнутым?
Давайте попробуем разобраться в этих вопросах
Прежде чем давать какие-либо советы и рекомендации, нужно разобраться в причинах существующих проблем. Необходимо понять, что мешает ребенку благополучно взаимодействовать с окружающими и получать радость от процесса общения.
Вот, например, такие две проблемы, как застенчивость и замкнутость, имеют очень сходные внешние проявления. Эти дети болезненно реагируют на любые изменения, происходящие в их жизни, с опаской, а зачастую и явным страхом относятся к посторонним людям. Они беспокойны и эмоционально неустойчивы. Отличие состоит в том, что застенчивый ребенок хочет общаться, знает, как это делать, но не имеет навыков применения своих знаний на практике, а замкнутый ребенок, как правило, не знает, как общаться и не хочет, то есть его потребность в общении снижена. Таким образом, если ваш ребенок замкнутый, то ваши усилия должны быть направлены на то, чтобы и сформировать у малыша желание общаться, и научить его общаться с окружающими людьми.
Рекомендации родителям замкнутого ребенка
1.Прежде всего, необходимо понять и принять мысль о том, что замкнутость можно и нужно корректировать (исправлять).
2.Постепенно расширяйте круг общения вашего ребенка. Ничего, что сначала это будет лишь круг пассивного общения, то есть ребенок будет наблюдать за тем, как общаются другие люди.
3.Постарайтесь стать для своего малыша примером во всем, что касается радостного и плодотворного общения.
4.Посещайте с ребенком новые места, знакомьтесь и взаимодействуйте вместе с ним с новыми людьми. Делайте это, конечно, постепенно. Чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности, будьте на этом этапе всегда рядом с ним, держите его за руку, никогда не выказывайте своей тревоги и опасений.
5.Старайтесь передать ребенку вашу радость, полученную от общения. Подчеркивайте все преимущества общения (что нового узнали, как интересно было, какую пользу и удовольствие получили от общения).
6.Учите ребенка выражать свои эмоции, проявлять инициативу. Поощряйте его к действию, хвалите за малейшее проявление инициативы в общении, искренне радуйтесь этому. «Заряжайте» и «заражайте» ребенка своей эмоциональностью и доброжелательностью по отношению к другим людям.
7.Старайтесь создавать ситуации, требующие общения с окружающими.
8.Привлекайте ребенка к совместной деятельности и общению в процессе нее.
9.Чаще играйте с ним (если позволяет возраст ребенка) в игры, требующие общения и ведения диалога.
10.Будьте с ребенком доброжелательны, спокойны и терпеливы. Настройтесь на длительную работу по изменению (коррекции) замкнутости ребенка, формированию у него коммуникативных навыков (навыков общения) и желания общаться.